300
0
Двигатель

Признаки неисправности регулятора холостого хода «Шевроле Нива» и где он находится

В общеупотребительной терминологии постоянно встречается ошибка в названии этого прибора, задающего обороты двигателя при сбросе газа, то есть при полном закрытии дроссельной заслонки. Его называют датчиком, хотя, конечно же, никакой это не датчик. Регулятор холостого хода «Шевроле Нива» (РХХ), как и на всех других автомобилях, по принципу своего действия является исполнительным механизмом.

Рассмотрим причины появления этого прибора в системе управления впрыском, принцип его работы, характерные признаки неисправностей и методику их поиска. Разобравшийся в этом водитель сможет самостоятельно устранять значительную часть неполадок в системе питания.

Принцип работы датчика холостого хода

Когда водитель убирает ногу с педали газа, дроссельная заслонка закрывается полностью. Весь воздух, необходимый для работы на холостом ходу (ХХ), поступает через отдельный канал, частично перекрываемый программно-управляемым клапаном. Именно зазор между ним и его гнездом определяет, на какой скорости будет работать двигатель.

Регулятор представляет собой шаговый двигатель с двумя обмотками якоря. Одна из обмоток предназначена для движения штока вперед, на закрытие канала, вторая – в противоположном направлении. Каждый двуполярный импульс, подаваемый на обмотку контроллером, заставляет шток делать один шаг. Полный ход составляет 255 шагов.

Обратная связь отсутствует, то есть для точного позиционирования клапана контроллер ведет подсчет количества импульсов. А исходной информацией является сравнение числа текущих оборотов коленчатого вала с заданным программой.

Допустим, двигатель прогрет, но память положения штока РХХ сброшена (было отключено питание). Контроллеру необходимо выставить положенные 850 оборотов в минуту на ХХ. Он не знает, в каком положении находится шток клапана.

В этом случае на РХХ подаются все 255 импульсов прямого хода, чтобы шток гарантированно сместился вперед и полностью перекрыл воздушный канал. После этого можно выдать заданное алгоритмом количество импульсов обратного хода, обеспечив начальный зазор в канале. Это задаст начальную установку.

Далее в дело вступит механизм регулирования по сигналам датчика коленвала. Зная, сколько импульсов с него поступает в единицу времени и сколько их приходится на один оборот, можно вычислить скорость вращения и, изменяя сечение байпаса, отрегулировать требуемые обороты. Все процессы происходят быстро, слышно только небольшое стрекотание шагового двигателя РХХ.

Читайте также:  Пошаговая инструкция по замене прокладки ГБЦ в Нива Шевроле

Где находится у «Шевроле Нива»

Как следует из описания принципа работы, регулятор располагается на корпусе дроссельного узла системы питания, внизу слева по ходу движения. Расположен он довольно неудобно, что может создавать проблемы при его замене без определенного навыка.

РХХ помещен в гнездо корпуса и закреплен двумя винтами. Между регулятором и корпусом расположено уплотняющее резиновое кольцо, препятствующее подсосу воздуха в обход клапана.

Найти регулятор визуально поможет хорошо видимый сектор, надетый на ось дроссельной заслонки. К нему подходит тросик от педали акселератора, что прекрасно видно при взгляде на двигатель сверху. С противоположной от тросика стороны дроссельного узла расположены два датчика. Верхний из них находится на одной оси с сектором тросика — это датчик положения дроссельной заслонки (ДПДЗ). А искомый РХХ стоит сразу под ним, с той же стороны.

Признаки неисправности датчика

Датчик холостого хода «Шевроле Нива» имеет общие признаки неисправности со всеми прочими автомобилями, оснащенными электронным впрыском топлива. Эти системы были разработаны давно компанией Bosch и принципиально не изменились.

Чаще всего неполадки проявляются в виде нестабильных оборотов холостого хода, вплоть до того, что двигатель глохнет после отпускания педали. РХХ при этом должен оперативно открывать воздушный канал, поддерживая обороты, но по разным причинам он не в состоянии этого сделать. Нехватка воздуха переобогащает смесь, и поджечь ее уже не удается.

При неисправных обмотках датчика система управления зафиксирует это, одновременно высветив сигнальную лампочку проверки двигателя. Можно считать коды неисправности, которые и укажут на неработающую деталь. Не всегда это совпадает с реальной неисправностью, но общее направление для поиска будет задано.

Заедание штока при перемещениях обычно происходят нерегулярно, что весьма затрудняет диагностику. В таких случаях поможет пробная замена РХХ на заведомо исправный, что является оптимальным выходом. Долгое исследование потенциально неисправного регулятора займет слишком много времени. Находить неисправность всегда стоит по кратчайшему пути.

Важно! В работе инжекторной системы питания, тем более когда зажиганием управляет то же электронное устройство, все функциональные узлы тесно взаимосвязаны. Выделить для диагностики один из них будет сложной задачей. Именно поэтому метод последовательной замены подозрительных узлов часто дает более эффективный результат, чем строгий научно-технический подход к исследованию работы.

Повышенные обороты холостого хода на непрогретом двигателе не являются признаком неисправности, по достижении охлаждающей жидкостью определенной температуры обороты будут падать и вернутся к номинальному значению.

Читайте также:  Замена ремня генератора Шевроле Нива

Еще одним признаком наступившей неисправности может быть плохая реакция мотора на подключение дополнительных электрических нагрузок на холостом ходу. Это могут быть фары, вентилятор охлаждения или нити обогрева заднего стекла.

Возникающие при этом отрицательные крутящие моменты со стороны генератора ведут к падению оборотов, что обязан быстро парировать регулятор. Если этого не происходит или наступают колебания скорости вращения, значит, он уже плохо справляется со своей работой и скоро откажет полностью.

Как происходит замена

Конструкция двигателя Chevrolet Niva допускает замену РХХ без снятия дроссельного патрубка. Это достаточно неудобно, но возможно.

Трудности возникают при отворачивании и установке на место заднего винта крепления регулятора. Приходится работать отверткой под некоторым углом. Поэтому не стоит после откручивания удалять винт, лучше снять его вместе с регулятором. Точно так же надо поступить и при установке новой детали: сначала расположить винт в ее отверстии и только потом ставить РХХ в корпус заслонки.

Важно! Надо помнить про наличие уплотняющего резинового кольца. Если при демонтаже детали оно осталось в гнезде, его необходимо извлечь. Новое кольцо входит в комплект датчика. Чтобы не испортить его при установке, на него стоит нанести несколько капель чистого моторного масла.

Наличие возможности простой замены РХХ без демонтажа ненужных деталей не означает, что всегда надо именно так и поступать. Как правило, необходимость замены возникает после значительного пробега машины, когда система питания уже засорена всевозможными посторонними включениями, и лучше совместить работу с промывкой дросселя.

Для этого дроссельный узел демонтируют в сборе, после чего уже значительно легче заменить неисправный РХХ, а все детали тщательно промывают, например, очистителем карбюратора в аэрозольном баллончике. Чистый дроссель обеспечит качественную и равномерную работу двигателя на ХХ.

Читайте также:  Замена свечей на Ниве Шевроле - пошаговая инструкция

При замене регулятора надо снять клемму с аккумуляторной батареи. Это не только вопрос безопасности при любых работах с двигателем, но и обеспечение нормальной калибровки начального положения штока РХХ. Обычно датчики продаются во взведенном состоянии, когда шток максимально утоплен. Это можно проверить, замерив расстояние от его колпачка до привалочного фланца. Оно не должно быть больше 23 мм, иначе клапан будет вдавлен в гнездо после затяжки винтов крепления и поврежден.

Подключив разъем к датчику и установив клемму на место, можно включить зажигание. Процессор управления двигателем тут же отработает начальную позицию штока и обеспечит нормальный запуск мотора.

Плавная и устойчивая работа двигателя на холостых оборотах, которой управляет шаговый регулятор, очень важна как для ресурса двигателя, так и для безопасности движения. Внезапно заглохший мотор может повлечь большие неприятности. Поэтому никогда не стоит затягивать с ремонтом, то есть заменой этого простого и недорогого устройства.

Даже если получится избежать нежелательных ситуаций на дороге, последующая поломка и внеплановый ремонт двигателя обойдутся гораздо дороже 500 рублей, которые в первом приближении может стоить хороший РХХ. Цена, разумеется, неточная, поскольку выпуск этого приборчика, оригинальный номер которого начинается с цифр 21203-1148300, освоен многими предприятиями.

Заключение

Разобравшись с ролью РХХ в двигателе автомобиля, можно сделать вывод, что этот механизм достаточно несложен для понимания и вполне допускает возможность самостоятельного устранения связанных с ним неисправностей. Чаще всего все решает простая замена регулятора, которую легко выполнить своими силами, не обращаясь к специалистам.

Автомобиль «Шевроле Нива» широко распространен, и в нем нет труднодоступных деталей. Клапан холостого хода, примененный на этой машине, имеет множество аналогов, к тому же допускает вмешательство в конструкцию для чистки и усовершенствования. Творческий подход к его проблемам позволит существенно сэкономить на эксплуатации машины.

В избранное